Все о своем деле на интерьерном рынке: организация, продвижение, продажи!
На дворе лето, активная пора, жаркая погода, закрытие сезона. В коллективах чувствуется эмоциональное напряжение и усталость. Отпуск иногда спасает, а иногда нет. Однако зачастую дело не в физической усталости, а в, так называемом, выгорании. Что это такое, каковы причины выгорания персонала и почему ценные кадры покидают компании, разберемся с руководителемархитектурного бюро «GoldenHeads», Анастасией Каспарян.
Анастасия, добрый день! Скажите, пожалуйста, в вашей, казалось бы, творческой профессии, тоже существует «выгорание»? И с чем оно связано?
По опыту работы собственных сотрудников в архитектурном бюро, я могу отметить, что процесс создания интерьера состоит из нескольких этапов, которые по сути очень отличаются друг от друга и требуют от дизайнера или архитектора совершенно разных навыков.
Хороший архитектор должен быть одновременно творцом и изобретателем, отличным менеджером, психологом, педантично и скрупулезно относиться к чертежам, постоянно учиться, уметь прекрасно договариваться с людьми и искать компромиссные решения. К тому же строительство, особенно в нашей стране — это постоянный стресс. Очень часто люди приходят в эту профессию, до конца не осознавая полного цикла процесса и ответственности перед заказчиком и его инвестициями.
То есть главная причина профессионального стресса в том, что творчество уходит на второй план, а во главу угла встает рутина?
По моему опыту, все приходящие сотрудники делятся на два типа — первые просто хотят устроится на работу, иметь стабильный график и доход. Они не слишком амбициозны, из них получаются неплохие исполнители. Проблема кроется в том, что бизнес в дизайне интерьеров — бизнес творческий, и в нем неизбежно всегда случаются авралы. А если студия функционирует без четко прописанных инструкций, то не только авралы, но еще и производственный хаос, в котором размыты зоны ответственности и каждый сотрудник занимается всем понемногу.
То есть вторая причина «выгорания» — это отсутствие четкой системы постановки задач?
Именно. В результате авралов накапливается усталость, производственный хаос порождает постоянный стресс. Сотрудники переутомляются и начинают терять интерес, потому что не могут полноценно планировать свою желаемую стабильную жизнь.
При всей перегрузке и переработках результативность процесса снижается, что негативно влияет на настроение руководства. В результате растет взаимное недовольство, которое неизбежно ведет к конфликтам и, как следствие, расставанию.
А вторая, более амбициозная катергория?
Вторая же категория сотрудников — те, кто пришел учиться и развиваться — амбициозные и стрессоустойчивые. Они намного легче реагируют на авралы, поэтому в хаосе часто берут ответственность на себя. Часто они незаменимы. Однако и они со временем теряют интерес и выгорают, когда перестают получать необходимое развитие. Руководить дизайн-проектом и руководить дизайн-студией — это две совершенно разные задачи. Вторая подвластна далеко не всем.
То есть, еще одна причина выгорания в том, что сотрудники просто переросли себя?
С одной стороны да. С другой, многие сотрудники начинают так думать. Но, уходя в свободное плавание, сталкиваются все с теми же проблемами, переоценив свои возможности.
Как распознать симтпомы «выгорания» и предотвратить их?
Часто выгорание наступает после сдачи большого проекта или завершения крупного мероприятия, такого как выставка, например. Вся команда работает в преддверии без выходных, до позднего вечера и с раннего утра. После таких крупных проектов стоит дать сотрудникам отдых, а также мотивировать премией или даже нефинансово.
Еще один способ бороться с выгоранием — социальная активность сотрудников. Зачастую, будучи глубоко погруженным в проект, человек просто-напросто забывает о себе, своей семье, перестает обращать внимание на людей вокруг.
Что вы посоветуете в таком случае?
Устройте корпоратив, пригласите семьи сотрудников или просто организуйте нерабочие посиделки в офисе. Еще один способ предотвратить сотрудника от выгорания — кардинально поменять его сферу деятельности на время. Например, поручить организацию мероприятия, обучение стажера или даже обновление дизайна офиса.
Анастасия, дайте несколько советов руководителям, которые сталкиваются с такой проблемой.
Эмоциональное выгорание сотрудников неизбежно, если они всецело отдают себя работе. Чтобы удержать их и не довести до увольнения, во-первых, уделяйте внимание каждому из них, грамотно распределяйте функционал, разработайте программу нематериальной мотивации, привлекайте сотрудников к обучению и развитию.
И, конечно, сохраняйте здоровую атмосферу в коллективе. Улыбайтесь, благодарите сотрудников, будьте открытыми и делитесь своими планами, разговаривайте с сотрудниками, чтобы каждый из них получал от работы только удовольствие!